карта сайта

Экспертиза Я.Ф. Трофимова (Казахстан)

История возникновения и развития Церкви Саентологии

Церковь Саентологии возникла в 1954 г. в США. Основатель – Лафайет Рональд Хаббард (1911–1986). В литературе саентологов используется сокращение его имени – Рон, или ЛРХ, либо его называют почетным званием «Основатель». Саентологами Рон не обожествлен, хотя его труды считаются Священным Писанием, а сам он харизматической личностью, открывшей человечеству Истину о пути достижения «духовной свободы – состояния, при котором нет ни страданий, ни ограничений, связанных с материальным миром» (2, 61), не умершим, но покинувшим Землю. Сам Рон о своем открытии писал: «После бесконечных тысячелетий неведения человека о самом себе, о своем разуме и об этой Вселенной, для него был совершен прорыв. Другие попытки, совершенные человеком были превзойдены. Совокупность истин, созданных мыслителями человечества за последние 50 тысяч лет, – истин, очищенных и расширенных новыми открытиями о человеке, – способствовала этому успеху» (1, 98-99). Его день рождения, 13 марта, является одним из главных праздников Церкви Саентологии. Как и у многих других основателей религиозных учений, некоторые подробности его жизни в современных биографиях мифологизированы. По мнению автора, процесс мифологизации ещё не закончен. Приведем некоторые рассказы о его детстве и юности (по книге «Что такое Саентология?»), вопрос об их истинности оставляем на усмотрение читателя.

Утверждается, что он всегда и во всех сферах деятельности (учеба, спорт, наука, литература и т.д.) был лидером. В возрасте трех с половиной лет Рон умел скакать на коне и вскоре наравне с лучшими ковбоями мог стреножить и усмирить жеребца. Маленький Рон читал и писал уже в раннем возрасте, и вскоре нашел удовлетворение своему ненасытному любопытству в произведениях Шекспира, греческих философов и других классиков. Его другом в то время был престарелый шаман индейцев племени Черноногих, которого обычно звали Старым Томом. Рон подружился с обыкновенно молчаливым индейцем и вскоре был посвящен в различные секреты племени; ему были поведаны легенды и способы выживания в суровых условиях. В возрасте шести лет он стал кровным братом племени Черноногих – честь, которой удостаиваются немногие белые люди. В 12 лет Рон отправился в путешествие из Сиэтла (штат Вашингтон) в столицу США через Панамский канал и в пути повстречал капитана второго ранга медицинского корпуса военно-морских сил США Джозефа С. Томпсона, который по заданию флота США проходил обучение у Зигмунда Фрейда. Томпсон обучил своего юного друга основам теории Фрейда.

В 1927 г. Рон предпринял свое первое путешествие через Тихий океан в Азию, где изучал культуру Дальнего Востока. Среди тех, с кем он познакомился и подружился, был мудрый маг из Пекина, последний представитель из рода китайских магов, которые жили при дворе китайского императора, родоначальника монгольской династии, хана Хубилая. Хотя Старого Мэйо ценили прежде всего как факира, он также был хорошо знаком с древней китайской мудростью, которая передавалась из поколения в поколение. Рон провел множество вечеров вместе с такими же, как маг, мудрецами, с жадностью впитывая в себя их слова. Во время этих путешествий Рон побывал также и в Западных горах Китая, в монастырях лам. Среди других чудес, которые он там наблюдал, были монахи, которые медитировали неделями напролет, созерцая высшие истины. И снова Рон проводил долгое время в расспросах и попытках найти ответ на дилемму человека… (2, 25-34).

Итак, свои поиски Истины, согласно этим рассказам, Рон начинает ещё в детском возрасте. Эти поиски продолжались и углублялись всю его жизнь. По мнению автора, очень важную роль в этом имела и его творческая деятельность в качестве известного писателя-фантаста, которая помогала ему в своем видении мира не полагаться на его буквальное видение, а рассматривать в нем скрытое, невидимое, трансцендентальное, а также возможное будущее развитие мира и человека. Отметим, что ещё до создания Церкви Рон опубликовал более семидесяти романов и большое количество приключенческих, научно-фантастических, психологических и философско-религиозных произведений (повестей, рассказов, эссе и статей). Верующие, впрочем, убеждены, что каждое положение в Саентологии было тщательно проверено на опыте и прихожанам не требуется принимать его на веру. Одной из самых популярных работ Л. Рона Хаббарда является эссе «Целостность личности», звучащее на каждой воскресное службе во всех церквях Саентологии на планете.

В антисаентологической литературе регулярно утверждается, что Л. Рон Хаббард якобы в то время неоднократно говорил: «Если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию». Саентологи отрицают подобные утверждения, ссылаясь на то, что эти слова принадлежат другому писателю – Джорджу Оруэллу. Ложность таких утверждений доказана решением Германского суда в 1982 г.:

«Окружной суд Мюнхена I, 9 Гражданская Палата от 22.10.82г.

Истец: Церковь Саентологии Германии.

Ответчики: Юлиус Бельтц Лимитед & Компания Хейко Эрнст

По делу №9 0 19 087/82».

Суд постановил: запретить ответчикам делать и/или распространять и /или публиковать заявления о том, что Основатель учения Истца, Л. Рон Хаббард, мог утверждать и/или утверждал, что тот, кто хочет заработать миллион долларов, должен основать свою собственную религию, поскольку высказывание, приписываемое Л. Рон Хаббарду, является не подтвержденным слухом и не существует ни одного факта, доказывающего его истинность.

В результате именно духовных поисков, а не попытки преднамеренной фальсификации, была написана и вышла в свет 9 мая 1950 г. книга «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Слово «дианетика» происходит от греческих слов «dia» («через»), и «nous» («душа», «разум»), и определяется: «то, как разум влияет на тело». Отметим, что 9 мая является одним из главных праздников Церкви Саентологии, которая считает, что в этот день началась новая эра в истории человечества. В США книга «Дианетика» быстро стала бестселлером, многие стремились применять методы Дианетики к своей жизни. Уже к осени 1950 г. образовалось более 750 групп, применяющих эти методы. Это подтолкнуло Л. Рональда Хаббарда к продолжению исследований. В 1951 г. он написал шесть книг, в которых совершенствовал технологии Дианетики.

Вследствие этого усиливалось религиозное содержание его идей, так как он начинает рассматривать источник самой жизни. В связи с этим закономерно возникает Саентология. Слово «Саентология» образовано от латинского «scio» «знание в самом полном смысле этого слова») и греческого «logos» («учение»): «учение о том, как знать». Церковью «Саентология» определяется как «изучение человеческого духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другой жизнью» (2, 4). Саентологи утверждают, что тем самым впервые была создана работающая религиозная философия, которую можно применять, чтобы помочь человеку достичь более счастливого и наполненного существования. Л. Рон Хаббард пишет: «Цивилизация, в которой нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, где человек свободен подняться до больших высот, – это то, что представляют собой цели Саентологии» (1, 98). Будучи быстро растущим религиозным движением на Земле, Саентология менее чем за полстолетия прочно стала на ноги и стала активной силой, направленной на достижение позитивных изменений в мире.

В 1954 г. несколько последователей идей Хаббарда создали в Лос-Анджелесе первую Церковь Саентологии, затем саентологические церкви стали возникать и в других странах. Следовательно, первоначально церкви возникали самопроизвольно. В целях придания этой стихийности организационного порядка и объединения возникших церквей в 1955 г. Рон в Вашингтоне основывает Учредительную церковь и становится её исполнительным директором. «Он разрабатывает организационную политику, уделяя всё большее внимание развитию административной технологии, которая позволила бы саентологическим церквям стабильно работать и расширяться» (2, 585).

Необходимо отметить, что религиозный статус Церкви Саентологии неоднократно становился предметом многочисленных судебных разбирательств в различных странах мира. Это обусловлено многими причинами.

Во-первых, отличием религиозного вероучения и практики новой религии от вероучения и практики традиционных религий, что вызывало и вызывает негативное отношение к Саентологии со стороны этих религий.

Саентологи же считают, что их религия не конфликтует с другими религиями, так как не имеет догмата относительно Бога и не требует от своих членов отказа от других религиозных верований. Так, по данным социологического опроса 1996 г., до прихода в саентологию 27,3% саентологов были протестантами, 26,0% – католиками, 5,3% – иудеями, 1,0% – представителями восточных религий (индуизм, буддизм, восточная философия), 6,3% – представителями других религий. 10,3% не ответили, а 23,8% вообще не имели религиозных убеждений (2, 463).

Во-вторых, государственное признание Саентологии религией означало бы предоставление ей налоговых льгот за получаемые ею добровольные пожертвования верующих.

Однако в связи с тем, что Церковь имеет фиксированные цены на оказываемые ею религиозные услуги (по мнению авторов, они чрезмерно завышены, но, возможно, это объясняется большими расходами на пропаганду нового вероучения, а также индивидуальным подходом к каждому прихожанину при совершении религиозных обрядов), то её часто обвиняли и обвиняют в коммерческой деятельности.

В связи с этим необходимо отметить, что все церкви существуют за счет добровольных пожертвований верующих, во многих из них есть фиксированная плата за принадлежность к церкви и получение религиозных услуг. Так, в большинстве протестантских церквей эта плата составляет 10% от доходов верующих; существует прейскурант на крещение, венчание, отпевание, освящение в Русской Православной Церкви; в исламе Закят платится в размере 2,5% от реальной стоимости всей собственности мусульманина либо чистого дохода последнего. Средний размер пожертвования, которое делает саентолог, составляет примерно 1000 долларов в год. В отличие от других религий, в Саентологии от прихожан не требуется вносить еженедельные пожертвования и десятины. Церкви Саентологии проводят еженедельные службы для прихожан, за участие в которых не требуется никакого пожертвования. Эти службы аналогичны приходским службам в других религиях, а кроме воскресной службы в Церкви Саентологии проводятся вечера выпускников и церковные церемонии венчания и поминальные службы.

Кроме того, высшие руководители Саентологии проводят большие мероприятия во время крупных саентологических праздников, которые проходят шесть раз в год. Эти мероприятия посещают от 5000 до 10000 человек, а видеозаписи с этих мероприятий демонстрируются в церквях Саентологии по всему миру. И опять же, пожертвования за это не взимаются.

Членская организация Церкви, которая обеспечивает основную финансовую поддержку международного распространения Саентологии и её социальных программ, называется «Международная ассоциация саентологов» (МАС). Пожертвования в пользу МАС используются только для распространения программ Церкви по всему миру. Эти пожертвования никак не связаны с участием саентолога в саентологических услугах – одитинге и обучении. Эти средства идут на открытие новых церквей и внедрение социальных программ в беднейших городах и странах на нашей планете. Ежегодный членский взнос в МАС составляет 450 долларов. Взнос за пожизненное членство в МАС составляет 3000 долларов. У МАС также есть Спонсоры и Патроны, которые делают в пользу ассоциации значительные пожертвования помимо обычных членских взносов. В последние годы благодаря этим взносам были открыты новые церкви в ряде крупных городов, таких, как Нью-Йорк, Мадрид, Гамбург и Лондон.

Наиболее длительная борьба Саентологии за признание её религией велась в США – почти 39 лет. Поэтому не случайно саентологи пишут: «Наиболее важное юридическое признание саентологическая религия получила в октябре 1993 года, когда Служба внутренних доходов Соединенных Штатов (главное налоговое ведомство США) выпустила постановления, в которых говорилось, что более ста пятидесяти саентологических церквей, миссий, организаций, занимающихся проведением реформ в обществе, освобождались от уплаты налогов, поскольку они действуют, преследуя исключительно религиозные и благотворительные цели.

Результатом одной из наиболее тщательных проверок, проведенных Службой внутренних доходов, явилось всеобщее и безусловное признание Саентологии религией. Служба внутренних доходов была допущена во все сферы духовной иерархии Церкви. Таким образом, проверка касалась не только организаций в Соединенных Штатах, но также включала финансовые и другие дела церковных организаций от Австралии до Канады и от Европы до Южной Африки» (2, 569).

В-третьих, судебные процессы обусловлены непримиримым противостоянием саентологии и официальной психологии и психиатрии. Саентологи критикуют назначение психотропных и влияющих на разум препаратов, практики проведения операций на мозге и электросудорожную терапию. В 2005 году в Голливуде саентологи открыли «Музей смерти», разоблачающей злоупотребления в психиатрии. Психиатрия же негативно относится к учению Саентологии о человеке и её религиозной практике и пытается отождествить религиозные саентологические обряды с медицинскими практиками.

В связи с этим приведем следующий документ:

«Решение Верховного суда Австралийской столичной территории от 06.11.02г.

Истцы: Вика Мария Хана и Церкви Саентологии.

Ответчик: уполномоченный по претензиям в отношении общественных и медицинских услуг Австралийской столичной территории.

По делу №SC 25 2002 (гражданское дело).

Истец настаивал на аннулировании извещения, основанного на законе «О претензиях в отношении общественных и медицинских услуг» в котором религиозный обряд «Очищение» объявлялся медицинской услугой.

Суд всестороннее исследовав и оценив:

- показания свидетелей о процедуре религиозного обряда «Очищение»; об обследовании здоровья у врачей перед началом религиозного обряда; о том, что люди с проблемами здоровья на программу не допускаются,

- термин «медицинские услуги» в разделе 4 Закона «О претензиях в отношении общественных и медицинских услуг»,

- приложение к закону «О претензиях в отношении общественных и медицинских услуг», где даются критерии и примеры медицинских услуг,

- решение Высокого суда в деле Церкви Новой Веры, в котором установлено, что Саентология является религией и программа «Очищение» является религиозным обрядом,

- экспертное заключение профессора Боумана о том, что религиозные обряды и практики могут оказать существенное воздействие на состояние здоровья участников,

- толкование ответчика термина «медицинская услуга» о том, что медицинской услугой является всё, что может улучшить здоровье.

установил:

- что медицинские услуги предоставляются с целью улучшить состояние здоровья человека (диагностика, профилактика, лечение), или с целью способствовать такому улучшению, что религиозный обряд «Очищение» не предоставляется с такой целью,

- что толкование ответчиком термина «медицинская услуга», что медицинской услугой является всё, что может улучшить здоровье приводит к тому, что не понятно, какие области человеческой деятельности не вошли бы в таком случае в сферу медицинской деятельности. К примеру, в сферу этих полномочий попали бы и продажа пищевых продуктов и напитков, и спортивные упражнения, и продажа теплой одежды, и предоставление жилища. Так как такое толкование «медицинская услуга» распространялось бы на любое действие способное оказать положительный эффект на эмоциональное состояние человека, например, повышение в должности, новые связи или даже, простую улыбку.

- более узкое толкование термина «медицинская услуга» в соответствии с Приложением к закону «О претензиях в отношении общественных и медицинских услуг», что очень четко ограничено областью здравоохранения. Это связано с тем, чтобы область медицинских услуг не распространялась на такие предприятия и организации, как рестораны, магазины одежды и спортивные клубы;

- слово «здоровье» должно относиться к состояниям «быть больным», «быть здоровым». Закон не охватывает, каких-либо вещей необходимых для жизни, но прямо не связанных с уходом за больным человеком или лечением болезней или травм.

- забота о больных была присуща многим, если не всем, религиям; во многих из них существует не только молитва о здравии, а и особые обряды и ритуалы, но это не значит, что оказываются медицинские услуги, предусмотренные законом.

- фактом является то, что польза для здоровья, получаемая вследствие религиозного обряда «Очищение», не является целью программы, а преследуют религиозные цели.

- режим религиозного обряда «Очищение» включает действия, изнуряющие организм, однако, во многих религиях есть подобного рода практики – длительное голодание, самобичевание и иные традиционные методы самоунижения косвенно отражающиеся на состоянии здоровья. Более или менее современный характер методики не свидетельствует о том, что имеется какая-либо разница в принципе. Верно и то, что участники религиозного обряда допускаются на программу после медицинского обследования; однако очевидно, что оно необходимо для того, чтобы оградить участников от возможного вреда, который они могут получить в результате процедуры программы, а не для того, чтобы вызвать какое-либо улучшение здоровья.

Суд удовлетворил иск, определив, что программа «Очищение» не является медицинской услугой, а является религиозным обрядом».

В-четвертых, возникновение судебных процессов обусловлено буквалистским пониманием утверждения Л. Рона Хаббарда о том, что большинство болезней носит психосоматический характер, то есть, что «разум делает тело больным или что физическое заболевание вызвано разладом разума…

Артриты, дерматиты, аллергии, астма, некоторые коронарные заболевания, проблемы зрения, бурсит, язвы, гайморит и т.д. составляют лишь небольшую часть психосоматического каталога. Загадочные боли в разных частях тела обычно имеют психосоматическое происхождение. Мигрени психосоматичны, как и остальные заболевания того же плана, они неизменно вылечиваются Дианетической терапией. И слово «излечиваются» применяется здесь в своем истинном смысле» (3, 111-112).

Это его утверждение приводило и приводит, иногда, в Саентологию не верующих, а просто больных людей, которые, разочаровавшись в официальной медицине, надеются на чудесное скорое выздоровление с помощью саентологических обрядов. Когда же этого быстро не происходит, а без искренней веры этого может и вообще не произойти, то они, либо их родственники обращаются в суд.

В качестве примера приведем следующий документ:

«Решение Мытищинского городского суда от 19.08.02 года

Истец: Молодцов Петр Львович, Молодцова Ольга Дмитриевна

Ответчик: Религиозное Объединение «Саентологическая Церковь Москвы»

По делу 2-548\02

Истец требует возмещения вреда принесенного здоровью истца, взыскания денежной суммы в размере 10 миллионов рублей и признать невозможность получения положительных результатов.

Суд всесторонне исследовав и оценив:

- Доклад адвоката Ответчика;

- Показания свидетелей Бачериковой М.Р., Шагоняновой Г.С., Бондаренко Б.А., Пасечника Д.В., Дорохиной О.В.;

- Доклад эксперта Виноградовой Л.Н. об улучшении душевного состояния Истца Молодцова П.Л. за период его посещений Саентологической Церкви с 1994 по 1998 гг. и ухудшения его состояния через год после прекращения этих посещений;

- материалы дела;

- объяснения сторон;

- ст.ст. 151, 1064 Гражданского кодекса;

- результаты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, в соответствии с которыми Молодцов П.Л. не страдает и не страдал каким-либо психическим расстройством;

- Устав Саентологической Церкви Москвы;

Установил:

- церковь образована в целях исповедования и распространения религиозной веры Саентологии, а также для отправления обрядов веры Саентологии;

- какого-либо вреда здоровью Молодцова П.Л. членами Саентологической Церкви Москвы причинено не было;

- представители Саентологической Церкви не назначали к приему Молодцову П.Л. лекарственные препараты;

- ухудшения отношений между ответчицей Молодцовой О.Д. и её сыном ответчиком Молодцовым П.Л. произошли по причине различных мировоззрений, и не вследствие каких-либо действий ответчика;

- оснований для удовлетворения исковых требований нет».

Необходимо также сказать, что вера в чудесное излечение от любых болезней с помощью религиозных обрядов (искренняя молитва, кропление «святой» водой, возложение рук священника и т. п.) присуща практически всем религиям. Так, например, харизматический христианский проповедник У. Экман утверждает, что праведность по вере включает в себя исцеление от всех болезней, потому что болезнь – это происки сатаны, и обращением к Иисусу можно исцелиться от любой болезни. Он пишет: «Мы можем получить исцеление, основой, источником и отправной точкой которого является крест. Как и в случае получения прощения грехов, мы получаем его по благодати, через веру в совершенное Иисусом на Голгофе» (5, 199).

Проповедник Кеннет Е. Хейген так описывает свой опыт борьбы с болезнями: «Они попросили нас помолиться за своего маленького мальчика, которому было всего несколько месяцев, и у которого была грыжа. Врачи хотели сделать ему операцию. Мы прокляли эту грыжу и повелели ей засохнуть и умереть. Через несколько дней она полностью исчезла, и ребенку не пришлось делать операцию» (6, 24).

В-пятых, в ряде случаев судебные процессы возбуждались по инициативе Церкви Саентологии для защиты от распространения ложных измышлений, подрывающих авторитет Церкви. Выше уже говорилось о решении суда относительно приписываемых Л. Рону Хаббарду ложных высказываний. Приведем ещё один пример.

«Постановление Гамбургского высшего административного суда от 24.08.94 г.

Истец: «Саентологи Кирхе Гамбург е.Ф.»

Ответчик: Свободный ганзейский город Гамбург, Управление внутренних дел, Ведомство внутреннего управления и планирования.

По делу №OVG BS III 326/93

11 VG 1650/93

Истец требует обязать ответчика прекратить распространение брошюры «Саентология – мир заблуждений и иллюзий», а так же высказываний, порочащих Саентологию, её Основателя и членов, которые в том числе содержат высказывания:

«а) Саентология обозначает: здесь больному человеку удалось продать свой собственный бред в виде курсов для человечества в качестве цели, достойной стремлений, за большие деньги.

б) У члена или выходца с социальными и психическими проблемами сверх того возникает серьезный вопрос: как лечат «лиц с промытыми мозгами»?

в) Фатальным при этом является: систематизированный бред (это можно видеть у шизофреников) характеризуется тем, что он практически непоколебим.

г) Саентология осуществляет собственную форму расизма и «расовая гигиена» саентологии применяется для духовных существ».

Суд всестороннее исследовав и оценив:

- Учение и цели Саентологии;

- Федеральный административный закон от 26.08.993 года, DOM 1994;

- VwGO параграф 123 абзац 3 и ZPO параграф 920 абзац 2;

- Издание «Защита религии и мировоззрения основным законом» Петер Бадуру;

- Брошюру «Саентология – мир заблуждений и иллюзий»;

- Справочник по религиозным сообществам.

установил:

- Вышеуказанные высказывания из брошюры «Саентология – мир заблуждений и иллюзий» опровергаются доказательствами по делу.

Суд постановил:

- Запретить распространять брошюру «Саентология – мир заблуждений и иллюзий» и вышеуказанные заявления».

В-шестых, проведение судебных процессов связано с утверждением о сборе саентологами информации о законодательных и исполнительных органах власти, правоохранительных органах и т.д.; об их стремлении продвинуть членов своей Церкви в органы власти и управления. Естественно, что Церковь сбором информации не занимается (хотя в процессе проведения саентологических обрядов она невольно её получает); это противоречит саентологической этике. События 1977 г., когда 11 саентологов выкрали секретные документы из правительственных органов США, получили осуждение Церкви, а вся церковная структура была преобразована. В настоящее время такой деятельности саентология не ведет. Это подтверждается, в частности, следующим документом:

«Решение Административного суда Берлина от 04.12.03 года

Истец: Церковь Саентологии Германии, Церковь Саентологии Берлина

Ответчик: Управление Сената внутренних дел Земли Берлина

По делу VG 27 A 40.03

Истец требует отказа Ответчика от сбора и обработки информации об Истце и членах его организаций.

Суд всестороннее исследовав и оценив:

- Уставы Истцов;

- Итоговый отчет федеральной рабочей группы по Саентологии;

- Положение об административных судах;

- Закон об управлении по защите Конституции от 25 июня 2001 года;

Установил: – Со стороны Истцов не было зафиксировано никаких признаков антиконституционной деятельности».

Обвинение же в стремлении продвинуть своих людей в органы власти можно предъявить многим религиям. Во-первых, в мире действует много христианских и мусульманских партий, которые борются за места в парламентах. О необходимости продвижения христиан во властные структуры пишет, в частности, Дональд А. Мак-Гавран, один из теоретиков движения за рост христианских церквей: «Деятельность миссий должна быть усовершенствована таким образом, чтобы обращенными становились не только отдельные люди, но и «индивиды и общества». Властные структуры городов и сельских местностей должны складываться из христиан» (4,23). Во-вторых, участие граждан в органах управления предоставляется конституциями многих государств мира независимо от их религиозной принадлежности.

Действительно, в прошлом в ряде европейских стран (Германия, Франция, Дания, Греция) саентология была лишена статуса религиозной организации, и поэтому некоторое время имела статус «некоммерческой ассоциации» либо «некоммерческого общественного объединения», но, естественно, это не означает «запрещения» её деятельности, как это пытаются представить некоторые ангажированные религиоведы. В настоящее время Церковь Саентологии зарегистрирована в качестве религиозной организации во всех этих странах.

Кроме этого, следует подчеркнуть, что, несмотря на всё противодействие, Церковь Саентологии в настоящее время официально признана в качестве религиозной организации в США, Эквадоре, Венесуэле, Коста-Рике, Швеции, Венгрии, Португалии, Словении, Албании, Хорватии, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Казахстане, Кыргызстане, Индии, Тайване и на Филиппинах.

Сегодня, по данным саентологов, в мире более чем 4200 тыс. церквей, миссий и центров Саентологии в 156 странах (число их постоянно растет и на сегодняшний день составляет 4228). В настоящее время на Западе Церковь Саентологии рассматривается как глобальная интернациональная религиозная организация, насчитывающая до 6 миллионов последователей, с количеством активных членов до 2 миллионов.

Высшим духовным лидером Церкви является Дэвид Мицкевич – Председатель правления Центра религиозной технологии (ЦРТ) – Церкви Саентологии, отвечающей за чистоту применения технологии саентологической религии. Этот центр был создан в 1982 году. С этой целью ключевые термины и символы религии, включая слово «саентология» регистрируются им в качестве религиозных товарных знаков и знаков обслуживания во многих странах мира. Именно этим объясняется то, что в антисаентологической литературе используется термин «сайентология», а не «саентология». Подчеркнем, что ЦРТ предотвратил попытки использования ключевых терминов и символов религии частью отколовшихся в 1982 г. от МЦС саентологов, создавших организацию «Свободная Зона Земля», включая свободную сеть организаций под общим названием «Организации Рона». Правовая защита ключевых терминов и символов религии не позволила раскольникам их использовать, что уменьшило их влияние на верующих.

Задача Председателя правления ЦРТ – обеспечить чистоту применения саентологической религии в точном соответствии с Писанием. Он не занимается вопросами повседневной деятельности Церкви. Его роль не следует отождествлять с ролью духовных лидеров других религий. Кроме того, единственным источником Писания и основателем Саентологии является Л. Рон Хаббард, и это место никогда не занимал и не займет никто другой.

Ежедневное руководство осуществляется Материнской церковью – Международной Церковью Саентологии (МЦС). Её Президентом является Преподобный Хибер Джентч. МЦС отвечает за духовное руководство и управление центрами, миссиями и церквями Саентологии по всему миру.

Как и другим церквям в иерархии саентологической религии, Международной Церкви Саентологии помогают вышестоящие церковные организации, расположенные в каждой континентальной зоне: в Торонто, Нью-Йорке, Лондоне, Копенгагене (для Европейского континента), Мехико-сити, Йоханнесбурге и Сиднее.

Президент МЦС в первую очередь занят вопросами внешних связей и взаимодействия с государственными структурами и общественностью, в том числе и с другими религиозными организациями.

Главной задачей МЦС является координация деятельности церквей, миссий (самые маленькие церкви в Саентологии) и внештатных служителей. МЦС также осуществляет контроль за публикацией и распространением саентологической литературы. Имеется два издательства (одно в США, второе в Дании), а также фирма «Голден Эра Продакшнс», которая производит религиозные фильмы, видео и аудиокассеты, а также фильмы и лекции на лазерных дисках.

Иерархия церквей Саентологии следующая: на нижнем уровне находятся внештатные священники, которые предоставляют вводные религиозные услуги для своих семей, друзей и других членов общества; на втором уровне стоят миссии; на третьем – Церкви «Класса V». Они предоставляют религиозные услуги начального и среднего уровней, вправе готовить и рукополагать священников; на четвертом – организации класса Сент-Хилл. Они проводят высшие формы обучения в соответствии со «Специальным обзорным курсом Сент-Хилла», а также осуществляют некоторые из высших уровней одитинга (разъяснение термина – в следующей главе). Действуют в Копенгагене, Лос-Анджелесе и Сиднее; на пятом – Продвинутые организации. Они предоставляют подготовку на очень высоких уровнях одитинга и обучения, включая первые уровни Оперирующего Тэтана [ОТ] (разъяснение термина – в следующей главе). Они находятся в Ист-Гринстеде, Копенгагене, Лос-Анджелесе и Сиднее.

На шестом – Обслуживающая организация «Флаг» Церквей Саентологии, которая предоставляет наивысшие уровни подготовки одиторов (разъяснение термина – в следующей главе), а также представляет одиторские услуги, включая очень высокие уровни ОТ. На седьмом, самом высоком уровне иерархии находится Обслуживающая организация «Флагманский Корабль», которая предоставляет одитинг самого высокого уровня, а также особые саентологические курсы. Базируется на борту лайнера «Фривиндз» в Карибском море.

В Церкви действует также религиозное братство – Морская Организация. Она насчитывает более 5000 членов во многих странах мира. Члены ордена подписывают договор на миллиард лет. «Эта клятва имеет огромное личное и глубокое религиозное значение для саентолога. Членов Морской Организации также отличают уникальные традиции и образ жизни. Церковь предоставляет им жилье и питание. За свой труд они получают лишь скромную компенсацию» (1, 69).

Действует также Международная ассоциация саентологов, объединяющая отдельных саентологов, церкви и национальные ассоциации. Её цель: «Объединять, продвигать, поддерживать и защищать саентологическую религию и саентологов во всем мире».

1. Саентология: теология и практика современной религии. Копенгаген, 1998.

2. Что такое Саентология? Всесторонний справочник по самой быстрорастущей религии в мире. М., 1997.

3. Хаббард Л. Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М., 1996.

4. Мак-Гавран Д. Закономерности роста Церкви. СПб., 1994.

5. Экман У. Доктрины. Основы христианского вероучения. М., 1996. С. 199.

6. Хейген К. Е. Власть верующего. Тулса, 1991. С.24.