карта сайта

Экспертизы

Религиоведческое исследование деятельности Саентологической Церкви Москвы, 2014

Заключение выполнили специалисты:
Винокуров Владимир Васильевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Заместитель заведующего кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ по научной работе. Заслуженный преподаватель Московского государственного университета.

Щербак Сергей Викторович — старший преподаватель кафедры религиоведения НОУ ВПО «Свято-Филаретовский православно-христианский институт», член совета Сообщества преподавателей религиоведения России.

Религиоведческое исследование характера вероучения и деятельности Саентологической Церкви Москвы, 2014

Религиоведческое исследование характера вероучения и деятельности Саентологической Церкви Москвы, выполненное религиоведом, кандидатом философских наук Тихонравовым Юрием Владимировичем в 2014 году.

Религиоведческая характеристика религиозной группы «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга»

Религиоведческое исследование характера вероучения и деятельности Саентологической Церкви Москвы

Исследование доктора философских наук С.И. Иваненко призвано ответить на два вопроса, которые, кому-то могут казаться очевидными. Эти вопросы таковы:Является ли Саентологическая Церковь Москвы религиозным объединением и соответствует ли фактическая деятельность Саентологической Церкви Москвы формам и методам, используемым религиозными организациями? В своем исследовании автор, с присущими ему обстоятельностью и рассудительностью дает ответы на эти вопросы. 

Пять измерений религии: на примере Саентологии

Специалисты из Финляндии, доктор философии Юха Пентикяйнен и доктор фитлософии Марья Пентикяйнен, провели исследование церкви Саентолоигии. Авторы в своей работе задаются вопросом о возможном религиозном статусе Саентологии: является ли Саентология религией?  В этой работе рассмотрен феномен Саентологии с точки зрения различных признаков религиозности. Авторы анализируют большой объем информации о Саентологии, ее практику и вероучение. 

Эссе о Саентологии: Церковь Саентологии — истинная новая религиозная церковь?

Профессор кафедры сравнительного религиоведения Католического университета Милана, Альдо Натале Террин в настоящем эссе рассматривает различные аспекты Саентологии и отвечает на впросы: является ли Саентология религией, каковы особенности вероучения в Саентологии, по каким научно обоснованным критериям можно определить религиозность церкви Саентологии. 

Отчет доктора Дж. Гордона Мелтона

Профессор института религиозных исследований Бэйлорского университета Дж. Гордон Мелтон рассматривает исследования Саентологии в контексте двух вопросов; религиозные пожертвования в цекрви Саентологии и выплаты комиссионных прихожанам церкви Саентологии. Оба вопроса стали предметом претензий к церкви со стороны регистрирующего органа - Министерства Юстиции. 

 

Социальная значимость Саентологии и активность саентологического сообщества в современной России
ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «РЕЛИГИОПОЛИС», ЭЛБАКЯН Е.С. «Социальная значимость Саентологии и активность саентологического сообщества в современной России», данные социологического исследования, осень 2011 г. — зима 2012 г.

Заявление Фрэнка Флинна в отношении некоторых заблуждений относительно церкви Саентологии

Заявление специалиста в области теологии и религии, доктора философии по специальным религиозным исследованиям Франк К. Флинна. Автор  рассмотрел основные вопросы (претензии) критиков церкви Саентологии в своём исследовании, результаты которого изложены в виде заявления. Каждый из подобных вопросов в исслдеование подробно рассмотрен и проанализирован с научной точки зрения. 

Экспертиза С. И. Иваненко (Россия)

Дата и место составления экспертного заключения:

Экспертное заключение составлено в период с 11 по 28 мая 2010 года в городе Москве.

Фамилия, имя, отчество эксперта:

Иваненко Сергей Игоревич.

Стаж работы эксперта по специальности «религиоведение», по которой он даёт заключение:

С 1976 года, то есть 34 года.

Квалификация эксперта в качестве специалиста по специальности «религиоведение»:

Доктор философских наук, диссертация защищена 14 мая 2002 года по специальности 09.00.13. – религиоведение, философская антропология, философия культуры. Автор 12 монографий, 5 брошюр и свыше 100 статей по проблемам религиоведения.

Экспертиза Реджиса Дерикбурга (Франция)

Реджис Дерикбург:
Профессор cоциологии религии,
Университет Лилля III, Лилль, Франция

Об автоpe:

Реджис Дерикбург является пpофессоpом социологии pелигии в унивеpситете Лилля III, Лилль, Фpанция. Он имеет степень по психологии Паpижского унивеpситета и степень доктоpа социологии унивеpситета Соpбонны и в настоящее вpемя pаботает в Национальном центpе Научных Исследований.

С 1972 г. пpофессоp Дерикбург посвятил себя изучению pелигиозных меньшинств – пpoeкту, котоpый он начал, изучая в качестве наблюдателя Свидетелей Иеговы.

Цель данного исследования – рассмотреть Саентологию с точки зрения социологии.

Вопрос заключается в том, является ли Саентология религией, и если да, то к какому типу религий она относится? В этой статье мы попытаемся частично ответить на эти вопросы.

Мы также опишем некоторые аспекты Саентологии, относящиеся к её сегодняшнему состоянию. Наша презентация не является ни полемической, ни апологетической.

Экспертиза Брайана Уилсона (Оксфорд)

Брайан Уилсон, Доктор наук,
почетный профессор Оксфордского университета

Об авторе:

Брайан Рональд Уилсон является Почетным Лектором социологии Оксфордского Университета. С 1963 по 1993 год он также был преподавателем Колледжа Всех Душ и в 1993 был избран Почётным преподавателем.

В течение более сорока лет он проводил исследования религиозных меньшинств в Британии и США, Гане, Кении, Бельгии, Японии и других странах. Его работа включала изучение публикаций об этих движениях и там, где это было возможно, встреча с членами этих движений на их собраниях, службах и у них дома. Его работа требовала продолжительного внимания и критической оценки работ других экспертов.

Он имеет степени Бакалавра наук по экономике, Доктора философии Лондонского университета и Магистра искусств Оксфордского университета. В 1984 году Оксфордский университет признал значение его опубликованной работы, присудив ему степень Доктора литературы. В 1992 г., Католический университет Лувэйна, Бельгия, присудил ему Почетную степень Доктора. В 1994 он был избран членом Британской Академии.

Экспертиза Франка Флинна (США)

Фрэнк К. Флинн, доктор философии
адъюнкт-профессор религиозных исследований, Университет им. Джорджа Вашингтона, Сент-Луис, штат Миссури, США

Об авторе:

Фpанк К. Флинн pаботает пpoфeссоpoм pелигиoзных наук в Вашингтонском унивеpситeтe Сент-Луиса, штат Миссуpи. Он имеет стeпeнь Бакалавpа искусств по философии от унивеpситeтa Куинси, штат Иллинойс, Бакалавpа богословия с отличием oт Гаpваpдской Богословской школы, Кембpидж, штат Массачусетс, и степень доктоpа философии по изучению особенных peлигий от колледжа унивеpситeта св. Майкла, Теологической школы Тоpoнто, Тоpoнто, штат Онтаpио. Он пpoшёл дополнительное обучение в Гаpваpдском унивеpситeтe, Пенсильванском унивеpситeтe и Гейдельбеpгском унивеpситeтe, Геpмания, где он пpeподавал пpeдмeт философии и пpeдмeт дpевних pелигий Ближнего Востoка.

C 1968 гoда Флинн писал и читал лекции о новых pелигиoзных движениях, котоpыe появились в XIX и XX веках. Он является достойным членом Амepиканской Академии Религии.

Экспертиза Я.Ф. Трофимова (Казахстан)

Трофимов Яков Федорович, профессор Карагандинского института актуального образования «Болашак».

Об авторе:

Трофимов Яков Федорович, профессор. В 1974 г. окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Христианское эсхатологическое мироощущение (на материалах позднего протестантизма)». Автор ряда изданий по религии.

Автор объективно, насколько это возможно, исследует сущность вероучения Церкви Саентологии в контексте понятия о религии: понимание Бога и веры в Высшее Существо; учение о человеке и о цели его жизни; учение о спасении, об этике, добре и зле; системе обрядов и церемоний. Автор также анализирует основные вехи становления Церкви Саентологии, практику её функционирования в различных странах мира, в том числе и в Казахстане.

Экспертиза Н.С. Гордиенко (Россия)

Гордиенко Николай Семенович, доктором философских наук, профессором, действительным членом Международной академии информатизации, почётным профессором Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург, 6 февраля 2002 г.

Данная характеристика составлена председателем Научно-методического совета по религиоведению С.-Петербургской городской и Ленинградской областной организации общества «Знание РФ» Гордиенко Николаем Семеновичем – доктором философских наук /диплом МФС 000410 от 11.06.1971 г./, профессором /аттестат МПР 018970 от 1.02.1972 г./, действительным членом Международной академии информатизации /диплом 10-7229 от 10.04.1996 г./, почетным профессором Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена /диплом 23 от 12.05.1997 г./.

Стаж религиоведческой научно-исследовательской и преподавательской деятельности свыше 45 лет. Автор 24 книг и брошюр, а также более 280 статей по проблемам философии, этики, свободомыслия и религиоведения. Религиозных убеждений саентологов составитель данной характеристики не разделяет и членом их церкви не является.

Использованные материалы:

  • Издания саентологической церкви.
  • Научные религиоведческие публикации.
  • Религиоведческие учебные пособия.
  • Справочная литература религиоведческого содержания.

Когда Саентология, существование которой ограничивается всего лишь несколькими десятилетиями, стала частью российской реальности, религиоведы занялись анализом этого феномена духовной жизни. Возникли научные споры, одним из объектов которых был поиск ответа на вопросы: является ли саентология религией и правомерно ли говорить о Саентологической церкви.

Экспертиза В.А. Иванова (Казахстан)

Автор – Иванов Владимир Александрович, кандидат философских наук (специальность 09.00.06 – научный атеизм, религия (история и современность), религиовед.

Данная экспертиза текстуально (за исключение первой строчки) совпадает с экспертизой Трофимова Якова Федоровича, кандидата философских наук (специальность 09.00.06 – научный атеизм, религия (история и современность), доцента, профессора философии Карагандинского филиала Университета им. Д.А. Кунаева, ввиду того, что она является переработанным и дополненным разделом совместной книги: Иванов В.А., Трофимов Я.Ф. Религии Казахстана. Справочник. Алматы, 1999. Алматы: ВШП "Эдiлет", 1999. - 142 с. Кроме того, она базируется на положениях и выводах экспертизы, проделанной автором ранее, в 1997 году.

Экспертиза Л.А. Филипович (Украина)

Экспертная группа в составе д.филос.н., профессора Филипович Людмилы Александровны, руководителя группы, и экспертов д.филос.н. Еленского Виктора Евгеньевича к.филос.н. Сагана Александра Назаровича, обработав представленную для анализа литературу и использовав всю необходимую другую релевативную литературу, видео- и аудиоматериалы (в т.ч. записанные и отснятые самыми экспертами), считает возможным ответить на поставленные перед экспертами вопросами так:
1. Правомерно ли, основываясь на современных религиоведческих методиках, в соответствии с действующим законодательством Украины, международными правовыми актами и представленными для анализа источниками, реальной обрядовой практикой саентологии, классифицировать саентологию как религию, а общины саентологов в Украине как религиозные?
Основываясь на современных религиоведческих методиках, в соответствии с действующим законодательством Украины, международными правовыми актами и представленными для анализа источниками, реальной обрядовой практикой саентологии, можно классифицировать саентологию как религию, а общины саентологов в Украине как религиозные.

Е.А. Брюн. Рецензия на программу «Нарконон»

Программа реабилитации больных наркоманиями «Нарконон» разработана в США и в течение 30 лет активно и эффективно работает как в США, так и в Канаде, и еще в 12 европейских странах. С декабря 1994 г. программа «Нарконон» функционирует в Москве. В течение ноября 1995 г. — марта 1996 г. нами изучался опыт работы «Нарконона» в Лос-Анжелесе (США) и Москве.

Основой данной программы является метод «Гуманитарной детоксикации», утвержденный Минздравмедпромом РФ, методы развивающей психотерапии и обучающие программы, направленные на отказ от наркотизации и ре социализацию больных наркоманиями в открытое общество. В программе используются высокие технологии, учитывающие как биологические особенности больных наркоманиями, так и особенности личности и социально-психологические проблемы наркотизирующихся лиц. Кроме того, программа «Нарконон» включает в себя и специальные обучающие программы, направленные на первичную профилактику наркомании и снижение спроса на наркотики в населении.

Экспертиза Фумио Савада (Япония)

Господин Фумио Савада

Восьмой Хранитель Тайн
Ю-итсу Синто

Содержание:

I. ВВЕДЕНИЕ
II. ЧТО ТАКОЕ САЕНТОЛОГИЯ?
III. САЕНТОЛОГИЯ И ЕЁ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДPУГИМИ PЕЛИГИЯМИ
IV. ПPАКТИКИ В САЕНТОЛОГИИ — OДИТИНГ  V. ЦЕPЕМОНИИ
VI. ЗAКЛЮЧEНИЕ

Экспертиза Арилда Хвидфелда (Дания)

20 апреля 1995 г.

Арилд Хвидфелд
Dommergaarden,
4243 Rude

Будучи историком и социологом религии, я вновь даю по вашей просьбе свое заключение по поводу заявления, поданного вами в Министерство по делам религий, относительно возможности совершения юридически действительных церемоний бракосочетания.

Я изучил заключения доктора Брайана Рональда Уилсона (от 23 сентября и 26 ноября 1994 г.), профессора Лонни  Д. Клевера (от 26 сентября 1994 г.) и доктора Даррола Брайанта (от 26 сентября 1994 г.). Поскольку у меня нет особых замечаний по поводу этих работ, то я, имея профессиональные знания о Церкви Саентологии на протяжении более чем 20 лет, повторю в данной работе некоторые основные положения моих заключений, сделанных 18 декабря 1974 г. и 5 сентября 1980 г.

Экспертиза Гэри Д. Боума (Австралия)

Меня попросили подготовить экспертное заключение по вопросу, является ли Церковь Саентологии (или Церковь Новой Веры) религиозной организацией. О моей профессиональной подготовке в данном вопросе свидетельствуют следующие ученые степени и звания:

Бакалавр гуманитарных наук, Колледж Кальвина (философия и греческий).
Бакалавр богословия, теологическая семинария в Принстоне (церковь и общество).
Магистр гуманитарных наук, Университет Корнелла (социология).
Доктора философии, Университет Корнелла (социология религии).

Экспертиза Гарри Хейно (Финляндия)

Гарри Хейно

Профессор богословия Университета Тампере,
Хельсинки, Финляндия

 

I. ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ»

Религия и религиозные вероучения представляют собой настолько массовое явление, что ученые так и не смогли придти к соглашению относительно определения понятия «религия». В социологии религии Финляндии принято считать, что для религии характерно наличие пяти аспектов, сформулированных американскими экспертами Глоком и Старком.

1. Аспект переживаний (религиозные чувства, переживания, видения о Боге и т. д.).
2. Мировоззренческий аспект (представления о Боге, жизни после смерти, спасении).
3. Аспект ритуалов (индивидуальная и вероисповедная практика религии, например, молитвы, медитации, богослужения, церковные церемонии, касающиеся различных этапов в жизни человека).
4. Интеллектуальный аспект (знание кредо).
5. Аспект последствий (спасение, спокойствие духа, правильное поведение).

Обычно любое определение религии исходит из наличия определенного представления о вероучении, следование которому приводит к установлению гармонии между человеком и безусловным началом, лежащим в основе жизни, будь то Бог, Верховное Существо или Космическая или Этическая основа жизни. Во-вторых, для религии характерно наличие религиозных обрядов, ритуалов и норм поведения. В-третьих, для религии необходимо наличие определенной конфессии верующих или членов.

Экспертиза Франка Флинна (США)

Округ Сент-Луис
Штат Миссури

Я, ФРАНК ФЛИНН, находясь под присягой, заявляю следующее:

I. КВАЛИФИКАЦИЯ

1. В настоящее время я являюсь адъюнкт-профессором религиоведения в Университете им. Джорджа Вашингтона, Сент-Луис, штат Миссури, США, где я преподаю на курсах «Христианство в современном обществе», «Новые религиозные движения в Америке», «Религии североамериканского континента», и, наконец, «Введение в мировую религию». Кроме того, я самостоятельно работаю писателем, редактором, лектором и консультантом в области теологии и религии. Я являюсь действительным членом Американской академии религии. Моя краткая биография также прилагается.

Экспертиза Алана У. Блэка (Австралия)

Алан У. Блэк
Адъюнкт-профессор социологии Университета Новой Англии,
Армидейл, Новый Южный Уэльс,
Австралия

I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Как социолог и эксперт в области религиоведения, я получил задание дать заключение по вопросу о том, является ли Саентология религией. Отвечая на этот вопрос, я не делаю никаких заявлений относительно того, правильна ли Саентология или ошибочна. Я скорее принимаю во внимание соответствие Саентологии критериям, которые обычно используются для описания религии. Эти критерии не имеют абсолютно четкого очертания: разные авторы предлагают различные толкования, начиная с У. Дж. Ранчимана,1 который использовал термин «религия» как синоним «идеологии», и заканчивая Вернером Коном,2 который утверждает, что английское слово «религия» является настолько сложным и столь сильно зависит от особенностей культуры, что было бы неуместно использовать его в отношении тех или иных аспектов незападных или нехристианских культур.

Тем не менее, большинство ученых в этой области едины в том, что религия представляет собой систему верований и практик, относящихся к сверхъестественному, божественному или трансцендентному. Используя эту посылку в качестве отправной точки, можно выявить различные характеристики, присущие большинству признанных религий, а может, и всем религиям. Чем полнее проявляются эти характеристики в отдельной системе верований и практик, тем с большей уверенностью можно считать эту систему религией.

Выявляя характеристики, обычно присущие религиям, я буду использовать концепцию, предложенную Нинианом Смартом, одним из ведущих ученых в области мировых религий.3 Поскольку я широко использовал элементы этой концепции в моих предыдущих работах,4 она подходит не только для целей настоящего исследования.

Я не являюсь саентологом. Формулируя свои заключения, я детально изучил саентологические публикации, наблюдал за деятельностью Церкви Саентологии в Сиднее и беседовал с некоторыми из последователей Саентологии. Я также знаком с многочисленными социологическими исследованиями Саентологии в других частях света.

Экспертиза Лонни Д. Кливера (США)

Доклад профессора Лонни Д. Кливера

26 сентября 1994 г.

Профессор Лонни Д. Кливер
Факультет религиоведения
Южный методистский университет
Даллас, штат Техас 75275—0202

I. Профессиональная подготовка

1. В 1955 г. я получил степень бакалавра гуманитарных наук с отличием по специальности «психология» в Университете Хардин-Симмонс. В 1959 г. я окончил Объединенную богословскую семинарию в Нью-Йорке с дипломом магистра богословия с отличием. В 1963 г. я получил степень доктора философии религии и доктора философии в Университете Дюка.

2. В период с 1962 по 1965 г. я входил в профессорско-преподавательский состав факультета философии Университета Техаса в Эль Пасо, став позднее доцентом. С 1965 по 1969 г. я входил в профессорско-преподавательский состав факультета религии в Университете Тринити в Сан-Антонио и факультета религиоведения в Университете Виндзора (Онтарио, Канада). За период с 1969 по 1975 г. я получил ученое звание профессора.

С 1973 г. я занимал должность профессора религиоведения в Южном методистском университете, выполняя функции декана факультета религиоведения с 1975 по 1986 г. и с 1993 г. по настоящее время.

3. Я являюсь давним действительным членом Американской ассоциации профессоров университетов, Американской академии религии, Ассоциации по научным исследованиям религии, Американского теологического общества, Канадского общества по изучению религии, Канадского теологического общества, а также Совета по изучению религии. В большинстве этих организаций я занимал центральные посты, возглавлял профессиональные комитеты или же входил в состав редакционных советов.

4. Я являюсь философом религии и культуры и специализируюсь на изучении религий современной эпохи. Поэтому предметом моего изучения являются, прежде всего, меняющиеся формы религиозных верований и практик в стержневой ветви мировых религий и в новых религиозных движениях в ответ на меняющиеся запросы современного общества. В Южном методистском университете я регулярно читаю лекции по сравнительному, философскому и научно-общественному изучению религии для студентов младших курсов и выпускников. Я также постоянно занимаюсь научными исследованиями и публикую работы по моей специальности. К настоящему времени я выпустил пять книг, посвященных религиозному мышлению современности: «Радикальное Христианство» (1968 г.), «Ричард Нибур» (1977 г.), «Раздробленное многообразие» (1981 г.), «Прекрасные кроткие: сборник эссе о религии и революции» (1987 г.), «Дело Дакса: сборник эссе о медицинской этике и значении человеческой жизни» (1989 г.). Кроме того, я написал ряд статей для таких ведущих научных изданий, как Harvard Theological Review, The Journal of Religion, The Journal of the American Academy of Religion, Studies in Religion, Religion in Life, The Religious Studies Review, и The Journal for the Scientific Study of Religion.